Роль музыкальной деятельности в психическом и физическом развитии детей. Музыкотерапия

Музыкальный руководитель: Соколова Ирина Васильевна

Современные научные исследования свидетельствуют о том, что музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и в жизни. Доказано, что музыка имеет возможность воздействовать на ребенка на самых ранних этапах.

Все больше детей с ярко выраженной гиперактивностью, детей с психосоматическими заболеваниями. Любое неадекватное поведение: лень, негативизм, агрессия, замкнутость – всё это защита от нелюбви. Ребенок способен успешно развиваться, сохранять здоровье только в условиях психологического комфорта, эмоционального благополучия. Наблюдается большое количество детей, которые самостоятельно не могут справиться с нервно-психическими нагрузками и перегрузками, получаемыми как в детском саду, так и дома. Именно это приводит многих детей к различным формам отклонений в поведении. Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Несмотря на то, что музыка действует на каждого ребёнка по-разному, её влияние будет исключительно позитивным.

Основы музыкальной культуры ребёнка закладываются, прежде всего, на музыкальных занятиях в детском саду. Если ваш ребёнок посещает детский сад — это уже гарантия. Ваш ребёнок полноценно общается с музыкой. Но этого ещё недостаточно, необходимо ваше содружество и надо поскорее осваивать свою новую роль. Для этого наберитесь терпения и постарайтесь проводить музыкальные занятия ежедневно. Для первых занятий вам достаточно 3-5 минут свободного времени. Ваша задача — заинтересовать малыша. И он будет внимательно слушать музыку, ритмично двигаться и подпевать. Совсем необязательно обладать яркими вокальными и танцевальными данными.

Что может пригодиться для музыкального развития? Вероятно, самые разнообразные песенки и танцевальные мелодии — спокойные, плавные и отрывистые, грустные и радостные. В жанрах вальса, польки, марша, современного танца, плясовой. Малышей может привлечь и оркестровая музыка, но желательно с каким-нибудь солирующим инструментом. Например, скрипкой, гитарой, флейтой. Главное, чтобы мелодии были несложными и понятными, прежде всего вам, а гармонии-простые, без резких диссонансов.

Заниматься с малышом лучше всего в дневное время через 30-40 минут после кормления. Важно, чтобы в комнате было тихо. Когда вы убедитесь, что ребёнок в хорошем настроении и его ничего не отвлекает, можно начинать.

На втором году жизни при восприятии музыки дети проявляют ярко контрастные эмоции: весёлое оживление или спокойное настроение. Слуховые ощущения более дифференцированы: ребёнок различает высокий и низкий звуки, образно в движениях это может отобразить — «Зайка», «Мишка».

Малыш овладевает простейшими движениями: хлопает в ладошки, притопывает одной или двумя ногами, кружится под звуки музыки и при этом испытывает огромный восторг и его лицо озаряет улыбка.

На 3-м и 4-м году жизни у детей повышается чувствительность, возможность более точного различения свойств предметов и явлений, в том числе музыкальных, двигательных, эмоциональных.

Этот период характеризуется стремлением к самостоятельности. У ребёнка появляется желание петь, танцевать играть в музыкальные и подвижные игры.

Ещё нет умения одновременно с музыкой, начинать и заканчивать движения, отмечать метроритмическую пульсацию ходьбы и бега. Игры и пляски в этом возрасте предполагают учить мальчика или девочку двигаться по кругу, взявшись за руки, парами. Игры под музыку помогают освоить некоторые образно-имитационные движения, передавая музыкально-игровой образ: «зайчики», «котята», «паровоз».

Период вопросов: «почему?», «отчего?».

Ребёнок начинает осмысливать связь между явлениями и событиями. Наблюдателен, способен определить: музыка весёлая, радостная, спокойная; звуки высокие, низкие, громкие, тихие; в пьесе части (одна быстрая, а другая медленная), на каком инструменте играют мелодию (рояль, скрипка, баян). Ребёнку понятны требования: как надо спеть песню, как двигаться в спокойном хороводе и как в подвижной пляске.

Голос в этом возрасте приобретает звонкость, подвижность. Певческие интонации требуют постоянной поддержки взрослого.

В детском саду мы обращаем внимание мальчиков и девочек на то, что с помощью темпа, динамики и регистра в пьесе можно передать характер медленной поступи медведя, быстрых движений зайчиков. В хороводах, играх подчёркивается необходимость обдуманных действий в соответствии с особенностями выразительных музыкальных средств.

Дети учатся быстро и легко изменять характер движения: спокойную ходьбы на бег, сильный энергичный шаг на лёгкую поступь.

К 6 годам появляется более активная реакция на музыку — стремление эмоционально, образно передать в движениях сюжет игры, действия персонажей. Мальчики и девочки не просто прыгают, «как зайчики», переступают медленно и тяжело, «как медведи». Они передают характер действующего лица, его качества (смелость, трусливость, задор, спокойствие), а также развитие событий, конфликтные или дружеские общения действующих героев, способны самостоятельно инсценировать игровые песенки, придумывать новые варианты образных движений в играх, комбинировать элементы танцевальных движений, составлять несложные композиции плясок. Музыка является побудителем выразительных движений ребёнка, создателем положительной эмоциональной основы его состояния души.

Музыкотерапия – метод, использующий музыку, как средство нормализации эмоционального состояния, устранения страхов, двигательных и речевых расстройств, психосоматических заболеваний, отклонений в поведении при коммуникативных затруднениях.

Музыкотерапия способствует формированию богатой эмоциональной сферы, нормализации психической жизни ребенка. Использование музыки в качестве основного и ведущего фактора воздействия (музыкальные произведения), так и дополнение музыкальным сопровождением других коррекционных приемов (психогимнастика, логоритмика).

Успокаивающая — это в основном колыбельные: «Спят усталые игрушки», колыбельная «Светлане» и народные «баю - баюшки-баю», улучшают пульс ребёнка, восстанавливают частоту дыхания, нормализуют работу кишечника. Вялым детям за 20-30 минут до кормления включают ритмичную музыка, марши, песни В. Шаинского.

Возбудимым назначают успокоительные мелодии в минорном ключе.

Обратив взор в глубину своих ощущений вспомните хотя бы одно мгновение в своей жизни, когда вам хотелось произнести: «Спасибо, музыка, за то, что ты есть, что ты иногда становишься прибежищем моей души, утешаешь её в горе и умножаешь её радость. Поэтому я пою, как могу, или пускаюсь в пляс под музыку, хотя совсем не умею танцевать». Эта уникальная человеческая особенность даёт нам возможность понять, насколько всеобщей является потребность выражать себя в звуках музыки, дарованная человеку от рождения. Ведь дарована эта способность каждому, только в разной степени. Возможно, одна из сокровенных тайн музыки состоит в «гармонизации души», в таинстве самопознания своего внутреннего мира.

Ценно для каждого то, что затрагивает лично не только душу, но и тело. Восприятие и понимание музыки заключается в ощущении её связками, мышцами, движением, дыханием.

«Бесконечно богатая информация, заключенная в музыке, считывается не рассудком, а динамическим состоянием тела — соинтонированием, пантомимическим движением», — пишет известный музыковед, профессор В.Медушевский.

muz3